четверг, 29 марта 2012 г.

EastFront 2: Когда варгеймы были большими, часть 1

Когда от Михаила Лойко я узнал, что он собирается приобрести игру EastFront 2, я тут же напросился к нему в напарники-противники. Дело в том, что игра эта давно меня интересовала. Эту игру называют лучшим блочным варгеймом, она выдержала два переиздания. С другой стороны, в моей коллекции она не появилась бы ещё долго, поскольку игра требует значительного места, времени и напарника, желающего играть именно в неё. Игра действительно большая. Карта по сравнению с первым изданием выросла в два раза и теперь её размер 80 на 110 см. Дело в том, что на ней много «лишнего»: Финляндия, Турция и даже часть Африки – всё это используется в расширенной версии игры под названием EuroFront.



Вкратце расскажу об игре.
Посвящена она Восточному фронту Второй мировой войны, то есть тем событиям, которые у нас принято называть Великой Отечественной войной. В игре 8 сценариев, каждый охватывает по полгода войны.
Блочный варгейм - это когда на блоки наклеиваются картинки с обозначением родов войск и их силы. Блоки выставляются на игровое поле наклейкой к себе, так что вы видите, что за войска у вас стоят, а противник - нет. Это воспроизводит «туман войны» - недостаток сведений о противнике.
Сценарий состоит из шести ходов (каждый по месяцу), а ход из двух одинаковых раундов. Сначала в раунде выполняет все свои действия один игрок (как правило, это немцы), затем – второй. Действия простые: сначала активизируем штабы, потом в зоне их действия активизируем блоки-отряды, потом проводим сражения в тех гексах, где наши войска встретились с противником. Плюс проверяем снабжение и пополняем войска. Всё достаточно просто, обычный набор правил для варгейма. Есть, конечно, и нюансы, в которых мы умудрились запутаться, но об этом я буду говорить по ходу рассказа.



В качестве ознакомительного сценария мы решили выбрать «Лето 43-го. Операция Цитадель», в которой силы сторон примерно равны, и ситуация на поле в целом «ничейная». За немцев играть выпало мне.
На первый взгляд, силы сторон равны. Однако при расстановке выяснилось, что 9 блоков из 70 немецких –союзники, которые в этом сценарии на карте присутствуют, но практически не могут покидать границы своих родных стран. Так что в реальности силы вермахта на восьмую часть меньше.

Начальная расстановка немцев. Материалы по расстановке Советской Армии до сих пор не рассекречены.

Я решил не повторять ошибки Гитлера и не бросаться в бессмысленные атаки под Курском. Мой план был в одновременной атаке с двух направлений гораздо южнее Курска. Проблема в том, что на юге много рек, которые ограничивают возможности атаки (через границу с рекой перейти может только один блок, а через обычную границу - два). Единственный гекс, не защищённый рекой был под Ворошиловградом. Там я и решил нанести свой удар. Второе направление, на котором я планировал наступать, было расположено ещё южнее – под Новороссийском. Я рассчитывал, что противник не успеет перекинуть туда войска, и мне удастся достаточно быстро пробить оборону и либо захватить Ростов, либо стремительно двинуться через Кавказ к бакинским нефтяным месторождениям. Увы, как оказалось, я сам выделил на это направление недостаточно сил.
Под Ленинград я отправил 54-й корпус, усиленный сверхтяжёлыми орудиями (он атакует крепость с тройной силой).


Правила предполагают, что расстановка будет происходить одновременно. Мне совершенно непонятно, как это делать. Скрытность расстановки в таком варианте сомнительна. Уже по числу расставленных блоков на том или ином направлении можно понять, где противник готовит наступления. И если у русских это ещё как-то можно компенсировать числом блоков, то у немцев по числу блоков их планы сразу становятся понятны (взгляните на тонкую чёрную линию, протянувшуюся с севера до центра карты). В общем, авторы оставили на откуп игрокам очень важный элемент игры, который стоило бы прописать более подробно. 
То же самое и с перечнем сил в сценарии. В нем задаётся число блоков и общее число очков силы для каждого типа войск. Что помешало просто перечислить номера блоков и указать их начальную силу, непонятно. Исторической расстановки для сценариев тоже нет (за исключением Барбароссы). Опять-таки, обидная недоработка. 
Отсутствие правил на размещение штабов ещё более удивляет. Если концентрацию танков на одном участке фронта ещё можно представить и объяснить, то гораздо сложнее понять, как могут несколько штабов фронтов скопиться на одном участке, оставив при этом без управления большую часть линии фронта. Так что фишки штабов – это скорее, не сами штабы, а некие ресурсы, получаемые соответствующими фронтами и группами армий. 


продолжение следует...

( изначально статья была размещена во втором выпуске электронного журнала Стратагема )



Комментариев нет:

Отправить комментарий